СТЕРЕОТИПЫ О САМООБРАЗОВАНИИ

СТЕРЕОТИПЫ О САМООБРАЗОВАНИИ

В этой статье и видеоролике мы разберём два основных стереотипа, заблуждения о самообразовании.

  • Есть такой стереотип, что самообразование – это когда ты наедине с книгой и видеозаписями дома самостоятельно изучаешь какой-то материал.

Данное представление очень узкое, исключает роль учителя, наставника, партнёра и ментора [1]. На самом деле, между изучением теории и приобретением навыка на практике очень часто довольно большое расстояние, и помочь преодолеть это расстоянием может только человек, который сам обладает данным навыком и плюс ещё навыком передачи этого навыка – некоторыми коммуникационными и педагогическими способностями. При этом настоящий профессионал в своём деле, который согласится вас обучать не возьмёт за это непомерно большой платы (как например часто выставляют за разные курсы пятизначные и шестизначные суммы – по сути своей ценой они показывают свои настоящие цели), он будет заинтересован именно в передачи навыков, чтобы дело всей его жизни продолжалось после него, но и кого попало брать к себе в подмастерье он не будет – у него есть свои требования к ученику.

Отрицать такой способ обучения по меньшей мере не разумно, хотя безусловно бывают ситуации, когда наставника взять просто негде и тогда придётся осваивать умения самому с нуля. Возникает вопрос, чем же самообразование отличается от простого исторически сложившегося образования? В первую очередь – способом освоения теоретического материала и формированием программы обучения, её содержания и этапов. Дело в том, что исторически сложившаяся система кодирующей педагогики построена таким образом, что учащийся практически не влияет на скорость, порядок и методы своего обучения, его просто впихивают в прессовальную машину, подавляют волю обездвиживая, отключают образное мышление и накачивают калейдоскопической фактологией, чтобы на выходе получить ровный куб или винтик, подогнанный под те или иные стандарты системы. При этом не учитываются индивидуальные способности, наклонности, желания и стремления, да и винтики получаются никудышные – т.к. в школе, как и в любом другом учебном заведении нет метрологически состоятельной системы передачи и проверки знаний и навыков. При самообразовании всё совсем по другому – человек сам для себя определяет тематику изучения, которая ему наиболее интересна, сам определяет темпы, которыми он хочет осваивать те или иные навыки и сам выбирает тех людей, которые будут ему помогать перевести теоретическое знание в практические навыки.

Кстати говоря, термин самообразование в настоящий момент является юридическим и обозначает одну из возможных 5 форм [2] получения начального, основного и среднего образования. Это тема отдельного разговора, пока же хочется сказать, что в законе предусмотрена возможность родителей выбирать форму образования, при этом за школой остаётся функция предоставления учебников, методической помощи, консультаций и итоговой проверки знаний. Родители при форме самообразования могут получать компенсации в размере около 8-10 т.р. и тратить эти деньги на то, что посчитают необходимым, например, на индивидуальные занятия по тем или иным предметам с учителями-профессионалами. Однако сломать стереотипы родителей, учителей и чиновников часто бывает довольно трудно.

  • Второй стереотип — любого человека можно научить чему угодно. Если человек не научился, виновата методика или учитель.

В нашей культуре знания в учебных заведениях предоставляются в основном фактологические. О методологических знаниях речь практически не идёт, хотя слово такое в языке есть. Когда речь заходит о методологии – науке о методах, то встаёт вопрос, откуда вообще берутся знания, представление о мире, т.е. мировоззрение, как информация попадает в психику индивида? Здесь можно вспомнить философию – царицу всех наук, из которой они все и родились, можно вспомнить с чего она начиналась (диалектика Сократа, логика Аристотеля), и к чему пришла (псевдо-диалектика Гегеля и мраксизм), но это уже тема отдельных статей и видео, об этом мы ещё поговорим, ну а пока скажем о том, что человек получает знания благодаря Различению этого от не этого – выделению полезного сигнала на фоне шума среды и это спасительное различение человек получает по нравственности и в связи с этим не всё ему доступно, ибо этим процессом управляет Творец Вседержитель. Это приводит к пониманию того, что какой крутой бы не была методика, освоить её человек сможет только с определённой нравственностью и целями.

Так что если у вас проблемы с освоением того или иного знания и навыка, не спешите обвинять всех вокруг и всё проклинать, задумайтесь, что в вас самих мешает пропуску информации, какую информацию вы уже проотрицали ранее, какие нравственные мерила и свои цели не хотите менять, какие ситуации в  вашей жизни постоянно повторяются, почему вы не развиваетесь?

Разумеется самыми важными методологическими навыками в жизни являются:

  • Диалектический метод познания [3] – искусство ставить вопросы и находить на них ответы. Попробуйте для начала задаваться почаще такими вопросами: в чём прав другой человек? В чём прав Бог и Жизнь, помещая меня в такую ситуацию? Что мне нужно изменить в себе самом? Какова истина?
  • Управленческие навыки — владение Достаточно общей теорией управления на уровне навыка, а не просто знания, позволяет ответить на вопросы: в чём реальная проблема и как её решить? Как управлять собой? Как добиваться устойчивого результата в управлении любым процессом?

Чтобы освоить данные навыки, как уже было сказано ранее, не достаточно прочитать книги (благо самые важные книги по этим темам уже написаны авторским коллективом ВП СССР: «Диалектика и атеизм: две сути несовместны»; «Достаточно общая теория управления»), надо ещё наложить эти знания на конкретные ситуации и выделить с помощью спасительного Различения те ключевые моменты в вашей психике и Жизни, которые требую изменения. По нашему опыту, в наше историческое время, когда образное мышление у большинства людей задавлено кодирующей педагогикой, этот путь взрослым людям (помощь в самообразовании детям – это отдельная тема) наиболее эффективно проходить в таком порядке (разумеется, у вас может быть свой порядок [4]):

  • Освоение навыка работы с текстами и их схематизации (это позволяет наладить взаимосвязь между работой процессно-образного и абстрактно-логического мышления). Построение основных образов о том, как работает психика.
  • Освоение навыков тандемного взаимодействия (научиться ставить и отвечать на вопрос «в чём прав собеседник?»), научиться говорить «цыц» своему Я-центризму.
  • Научиться соотносить схемы-образы с жизнью и выявлять в себе те нравственные мерила и цели, которые требуют корректировки.
  • Освоить навыки самообладания и управления своей жизнью и любыми проектами.

Желаем успехов в самообразовании!


[1] О том, кто такой ментор и как его найти смотрите видеоролики и читайте статью: http://kob-media.ru/?p=30079

[2] Про формы образования можно почитать здесь: http://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=start&b=2&a=8
Про самообразование как одну из форм получения образования здесь: http://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=start&b=2&a=9

[3] Подробнее о диалектике читайте в статье: «Главный жизненный навык – искусство диалектики познания и созидания» http://kob-media.ru/?p=29727

[4] Подробнее об этих навыках читайте в статье: «Проблемы авторитетности и методологии познания в истории и современном мире» http://kob-media.ru/?p=29138.

Источник:
0
182
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...